Чалора Карат
- цыганское имя Аннэт Галактионовой-Анфимовой –
Цыганского журналиста, общественного деятеля, певицы, актрисы, педагога, этнографа, режиссёра, писательницы, художницы, эксперта, постоянного участника и соорганизатора Клуба старинного романса «Хризантема» им. А. Титова.
Чалора Карат родилась в Акмолинске, в интеллигентной семье, в которой, как это нередко случалось в России, переплелись дворянские корни и ветви петербургских хоровых цыган, представленные с одной стороны – венгерскими цыганами (ромунгры), с другой стороны – русскими хоровыми цыганами (хэладытко рома).
Своё детство и юность провела в Туле. С 4 до 17 лет занималась живописью и рисунком, окончила художественную школу. Свою певческую карьеру начала ещё в школе, выступая в самодеятельности в качестве исполнительницы патриотических песен, романсов и цыганского фольклора, который кропотливо изучает с 12 лет. В этот же период она пробует себя в поэзии – сочиняет свои первые стихи, песенки и даже «поэмы» на цыганском и русском языках. Увлекается искусством фламенко. Собирает старые записи лучших цыганских исполнителей 19-20 вв., постепенно проникаясь и вживаясь в исполнительскую манеру мастеров пения, которая станет для неё эталоном.
В 15 лет пришла в драматический театр Тульского Дворца культуры профсоюзов, где была задействована почти во всём репертуаре. В составе коллектива «открыла» для себя поэзию Ф.Г. Лорки, которой посвятила многие свои сценические постановки. В этот же период занимается иллюстрацией повести А. Калинина «Цыган», после чего получает приглашение на работу иллюстратором в Тульское Приокское книжное издательство. Но семья Чалоры считает, что ей ещё рано работать (она училась в это время в 9-м классе) и надо продолжать образование. В 10-м классе Чалора Карат готовит и иллюстрирует свой первый сборник «Цыганские песни о войне» (прим. сборник так и остался неизданным).
1981-1984 – учится в Тульском культурно-просветительном училище на режиссёрском отделение. Здесь же в училищной газете в 1983 г. выходит её первая публикация «Солнечный клоун» (о творчестве Олега Попова). Чалора Карат активно выступает против дискриминации цыганского населения в г. Туле, постоянно поднимая эту тематику в своём творчестве. Параллельно с учёбой работает актрисой в экспериментальной цыганской драматической студии П.Д. Шумейко и на мероприятиях режиссера В. Светлова. Осуществляет собственные режиссёрские постановки – литературно-музыкальные композиции и моноспектакли. В этот же период начинает писать «взрослые» стихи, в основном посвящения своим друзьям. Наиболее ярким считает – «Мой друг, Вы так ещё наивны»…
В 1984 г. Начинает свою профессиональную деятельность в качестве руководителя школьных агитбригад при Доме пионеров Советского района. Затем – осенью 1984 г., выходит на концертную сцену в качестве солистки цыганского ансамбля «Ягори» п/р О. Шаховского в Липецкой областной филармонии.
Весной 1985 года пишет свой первый романс «Розы на снегу», посвящённый подруге - Ляле Шишковой, которая в то время пела в цыганском ансамбле «Розы на снегу».
С лета 1985 года постоянно проживает в Москве.
1985-1990 г.г. – продолжает свою учёбу в Московском Государственном институте культуры на режиссёрском отделение (мастерская В. Триадского и В. Рогова) и на факультете общественных профессий – журналистика. Начинает публиковаться в различных журналах по вопросам культуры, ведёт научную работу по проблемам цыганского этноса. В 1986 году поступает в творческую мстерскую В. Токарева во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ), однако из-за разногласий в вузе ВТМЭИ приходится оставить. Работает в Ильинском Доме культуры в должности заместителя директора по художественной части. В этот период много гастролирует, как в составе концертных бригад, фольклорных цыганских ансамблей, так и с сольными выступлениями. Параллельно с учёбой занималась в вокальной студии композитора П.С. Деметера. Также осуществляла собственные режиссёрские постановки и участвовала в съёмках телепередач и кинофильмов (к/с Горького «Возвращение Ходжи Насреддина» – эпизоды и массовые сцены), т/с Останкино – «Новогодние огоньки» и др. Но ведущее место в творчестве по-прежнему занимает цыганский фольклор и романс. Чалора Карат (по сцене – Аннэтта Жемчужная) стоит у истоков создания и выступает с первым цыганским фольклорным этнографическим хором под руководством В.П. Деметера – с 1986 по 1988 г., и позже – 1988 по 1990 г. с коллективом З.Н. Ильинской.
Научные работы. написанные в вузе:
1. Свадебный обряд российских цыган . 1988 г.
2. Религиозные верования у цыган. 1989 г.
3. Практика создания фольклорных коллективов в области (на примере фольклорного цыганского ансамбля «Бахталэ рома» под рук. З. Ильинской. 1988 г.
4. Проблемы и традиции фольклорного коллектива цыган «Бахталэ рома» под рук. З. Ильинской. 1989 г.
5. Краткая характеристика быта и жизни цыганских общин в г. Туле и области. 1993 г. (закончена).
В 1990 году цыганское творчество перестаёт быть востребованным на эстраде, и большинство цыганских исполнителей уходит работать в рестораны. Не желая выступать «на потребу» непритязательной публики, Чалора Карат покидает сцену и начинает заниматься бизнесом и предпринимательством.
Однако её патриотическое воспитание постоянно негодует против социальной несправедливости положения цыган в пост-советском обществе, и в 1991 г. она пишет ряд статей в рубрику «Цыганский вопрос» газеты "Тульская правда", вести которую назначена при содействии спецкорра "Советской России" В. Аникеева. - "Цыганский вопрос", «Вопрос требует решения», "Кто вы – цыгане? (о тех, кто рядом с нами)" 27.06.1993 г. Первая статья смогла увидеть свет лишь осенью 1993 г., только благодаря содействию старого друга – редактора В. Аникеева. Статья имела бурный резонанс, но из-за политических событий тираж был почти полностью арестован. И журналистка принимает решение в России больше не публиковаться.
С 1993-2002 Чалора Карат работает в журнале Международного союза цыган «Рром п-о Дром» (Польша) в качестве журналиста – спец-корреспондента по России. В этот период активно занимается общественной деятельностью. Совместно с представителями цыганской общественности работает над созданием цыганской городской общественной организации. Исследует преступления фашистов против цыганского населения. Много публикаций посвящает теме геноцида цыган в Смоленской области в период ВОВ. Активно общается с представителями цыганской общественности как в России, так и за рубежом. Эта деятельность свела Чалору Карат с такими известными общественниками как Стахиро (Станислав Станкевич) – главным редактором журнала «Рром п-о Дром», в тот период вице-президентом Международного союза цыган. (прим. – позднее Президент Романи Юньон до 2013 г.); с Украинскими деятелями цыганской культуры: этнографом Алексеем Данилкиным, Фёдором Андрашом, поэтом Михаилом Казимиренко, которым Чалора Карат помогает в подготовке первой в Самборе цыганской этнографической экспозиции и участвует в её открытии. Много и часто она общается с Лексой Манушем и Надеждой Белугиной, а также с представителями цыганской общественности: В.П. Деметер, О.С. Деметер-Чарской, Г.С. Деметер, Н.Г. Деметер, Л.Н.Черенковым, руководителем Клуба "Хризантема" Анатолием Титовым, Марианной Смирновой-Сеславинской, Гангой Баталовой и др.
Принимает участие в работе Дней цыганской культуры - «Цыгане под небом России» - 16-18 мая 1995 г. Москва (организаторы: Московское цыганское общество «Романо кхэр», театр «Ромэн», при участии Министерства культуры РФ, Министерства национальностей РФ, Правительства г. Москвы).
Составляет кроссворд-гигант о цыганской культуре.
1996 – участвует в съёмках к/ф «Сочинение ко Дню победы» (эпизоды). Летом 1996 года к ней, как единственному в России специалисту, расследовавшему геноцид цыган в СССР во время Второй мировой войны, обращаются представители компании SHOAH Стивена Спилберга – фонд расследования нацистских преступлений холокоста.
В 1996 – 1997 г. Чалора Карат в сотрудничестве с компанией SHOAH продолжает расследования нацистских преступлений холокоста цыганского населения в Смоленской области. Благодаря этому сотрудничеству многие цыганские семьи смогли получить от Германии материальную компенсацию, как пострадавшие от фашистского геноцида в период ВОВ.
В 1997 году она заканчивает курсы профессиональной переподготовки РАГС – «Экономика и развитие предпринимательства». По окончании курсов открывает собственное предприятие, которое функционировало до 2008 г. И теперь большую часть публикаций посвящает экономическим проблемам страны, малому и женскому бизнесу, публикуясь в основном под официальной фамилией и на русском языке.
1997 г. - принимает участие в Дне цыганской культуры "Москва цыганская" (Сентябрь).
С 1998 по н.в. – ведёт большую общественную работу: более 10 лет является председателем Клуба женской деловой интеграции, членом актива Комитета по делам женщин-предпринимателей Московской торгово-промышленной палаты; являлась Советником главы Управы по вопросам малого бизнеса; членом Межведомственной комиссии по охране труда Префектуры САО г. Москы. Является экспертом по экономическим и социальным вопросам ряда телевизионных программ, в том числе: «Парламентский час», «Спорная территория», «Мой район» и других.
Принимает активное участие в проработке различных законодательных актов как в г. Москве, так и на федеральном уровне по вопросам пенсионной и налоговой реформы, развитию малого и среднего бизнеса и социального развития таких как: проект программы РФ «Основные направления государственной политики в области сохранения культурных и нравственных ценностей, укрепления духовного единства российского народа», «О преодолении административных барьеров», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об отмене презумпции невиновности налогоплательщиков», 2 часть Налогового Кодекса РФ и др.
Чалора Карат продолжает и общественную деятельность в цыганском социуме, принимая регулярное участие в различных форумах, конференциях, семинарах, фестивалях. Сотрудничает с видными деятелями цыганской общественности и культуры: Анатолием Титовым, Валентиной Пономарёвой, В.П. Деметер, Н.Г. Деметер, Николаем Самулевичем, Дмитрием Гомон, Марьяной Смирновой-Сеславинской, Николаем Бессоновым и другими. Продолжает она и свои концертные выступления, но уже значительно реже.
Наиболее значимые мероприятия:
8-9 мая 2000 г. – Семинар «Преследования цыган в прошлом и настоящем» Санкт-Петербург (организаторы: общество «Мемориал» и Цыганская община Северо-Запада» - доклад опубликован в журнале «Тум-балалайка» №15-16 200-г., стр.10-12э
31.01- 02.02/2000 г. – Московский международный фестиваль цыганского искусства "На рубеже веков" ГЦКЗ "Россия", г. Москва (организаторы: Фонд поддержки и развития цыганской культуры «Рома», Правительство г. Москвы) - аккредитованный спецкор "Рром п-о Дром".
Геноцид цыган в Смоленской области в годы нацистской оккупации - публикация доклада на сайте ФНКА 17.11.13 г.
21-28 января 2002 г. – II Международный фестиваль цыганского искусства «Цыганское подворье», г. Москва (организаторы: ФНКА, Фонд поддержки и развития цыганской культуры «Рома», Правительство г. Москвы) - аккредитованный спецкор "Рром п-о Дром".
В рамках фестиваля:
Круглый стол - «Цыганское подворье» 26.01.2002 г. Место поведения: Чешский Центр. – Социально-культурные проблемы ромов в современном мире.
28.01.2002 – пресс конференция по итогам проведения круглого стола. Место проведения: ГЦКЗ «Россия».
1999 г. - Вечер, посвящённый 200-летию рождения А.Пушкина, г. Москва (организаторы: Ганга Баталова, ФНКА, детский ансамбль «Лулуди»).
8-9 апреля 2007 года – Международный день цыган в Москве и акция памяти жертв геноцида (организаторы: ФНК, театр «Ромэн», при поддержке Правительства г. Москвы), презентация журнала "Цыгане России".
В 2000 г. – она как певица потеряла голос.
С 2002 начинает преподавательскую деятельность.
В 2006 г. – снова обрела голос – продолжила концертную деятельность.
2007 г. – в марте защитила кандидатскую диссертацию в РАГС по специальности 08.00.05 «Теория управления экономическими системами»;
- в ноябре участвовала во Всероссийском конкурсе исполнителей русского романса и цыганской песни во Владимире.
2008 г. - Дипломант Международной академии творчества (отделение искусств).
Ушла из производственно-предпринимательской деятельности в научно-педагогическую. – С сентября 2008 г. доцент кафедр менеджмента и ГМУ в различных вузах Москвы и области.
После смерти Анатолия Титова – основателя и руководителя клуба старинного романса «Хризантема» совместно с директором клуба и другими активистами продолжила начатое им дело.
С 2008 года начала публикацию своих поэтических и прозаических произведений на литературных порталах в сети интернета – около 700 стихотворных форм и около 20-ти прозаических. Но поскольку лирика в основном личная, публикуется под различными псевдонимами.
Наиболее яркими считает произведения:
Поступь канте-хондо.
Кармэн.
На руинах сердец.
Скорбит струна (Анатолию Титову)
Распятие (На смерть царской фамилии).
Верноподданным Отчизны.
2009 г. – Снимается в сериале «Суд присяжных», фильм «Дорога смерти» - ведущая роль – Елена Гришина.
2009 г. – участвует в подготовке и организации Конкурса исполнителей русского романса имени А. Титова (совместно с клубом Хризантема и Домом Актёра им. Яблочкиной).
2011 г. - участвует в подготовке издания второго тома «Краткой антологии русского городского романса» (составитель А.Титов).
Организует интернет-собщество «Старинные цыганские песни и романсы», где осуществляет публикации о выдающихся исполнителях цыганской народной песни и цыганского романса.
2012 г. публикует два последних своих романса: «Я околдована тобой» и «Лишь для тебя». Музыку к своим произведениям сочиняет сама.
Принимает участие во Всероссийском волжском конкурсе исполнителей русского и цыганского романса.
2013 г. Принимает участие в работе круглого стола «Цыгане в оренбургском социуме» 8 апреля, г. Оренбург (заочно).
Доклад "Поэзия и краткий обзор творчества оренбургского цыганского поэта А.М. Алексеева (Булангиро)".
Публикация о Круглом столе в Оренбурге в журнале "Цыгане России" № 1(7) 2013, стр. 19.
Снимается в сериалах: "Прокурорская проверка" и "Верное средство".
Помогает в организации и участвует в Международном фестивале цыганского танца МЛИЦ. Июнь 2013 г., ВВЦ, г Москва.
Участвует в Фестивале национальных культур «Созвездие талантов» сентябрь 2013 г. Где получает звание "Лауреата".
Участвует в подготовке к изданию 3-го тома Антологии русского городского-бытового романса.
2014 г.
7 апреля принимает участие в Конференции, посвящённой подведению итогов первого года реализации Плана социально-экономического и этнокультурного развития цыган на 2013-2014 гг, принятого Правительством РФ.
8 апреля принимает участие в панихиде, посвящённой памяти погибших в годы Великой Отечественной войны и спуске в воду Москвы-реки траурных венков на Берсеневской набережной.
11 апреля помогает в организации и принимает участие в мероприятии, посвящённом Международному Дню цыган в Творческом лицее для детей с ограниченными возможностями г. Зеленограда.
Участие в 4-м международном историческом фестивале «Времена и эпохи». 8 июня 2014 г. Музей-заповедник Коломенское.
Съёмка в документальной телепередаче, посвящённой истории хорового цыганского пения в России. 26.08.14. Эфир 07.10.14 в 11-55. Телеканал "Доверие", Цикл передач "Вспомнить всё". О Варе Паниной.
22.11.14 – съёмки в документальном фильме РТР 1 "Бремя цыган". Программа "Специальный корреспондент".
2015 г.
ВИДЕОМОСТ – Москва- Кишинёв, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЦЫГАН. 06 АПРЕЛЯ 2015, 13:00. Россия сегодня.
Панихида на Берсеневской набережной. 08.04.15
08.04.15. Круглый стол, посвящённый Международному Дню цыган. Московский Дом национальностей.
Доклад: "Адаптация цыганской молодежи посредством бизнес-проектов»
В настоящее время продолжает заниматься исследованиями в области цыганской музыкальной культуры в России.
Основные публикации:
И снова романс (Интервью с А. Титовым) – Молодёжная эстрада. Июнь 1993 г. А. Анфимова, корр. Газеты «Тульская правда». Ответственная за рубрику «Цыганский вопрос».
Чалора Карат. "Цыганский вопрос" (статья вышла под названием "Цыгане шумною толпою") Тульская Правда, 23-29 сентября 1993 г., стр.7
(перепечатка в "Рром п-о дром" в № 12-1/ 1993-1994 под названием "Голос из Тулы")
Чалора Карат. 200-лет цыганского исполнительства в России. "Рром п-о дром", № 6-7/1994, стр. 8
Чалора Карат. Кристальной души человек. "Рром п-о дром", № 6-7/1994, стр. 9
Чалора Карат. Урок старых песен. "Рром п-о дром", № 9-10/1995, стр. 23
Чалора Карат. "Рром п-о дром", № 2/1995 Юбилей артиста, стр. 6 . Долгожданная премьера, стр. 6. Душа моя, романс стр. 7. Дети подземелья стр. 8
Чалора Карат. "Рром п-о дром", № 4-5/1998 г. Премьера за премьерой, стр. 10. Премьера в театре «Ромэн», стр. 10. «Лойко» покоряет Европу, стр. 14-15. Дорога в поэзию, стр. 16. Его величество – Артист, стр. 17
Чалора Карат. "Рром п-о дром", № 4/1994 г. Розы для Розы Джелакаевой, стр. 7. Похоронены заживо, стр. 8.
Чалора Карат. Их никто не считал. "Рром п-о дром", №3-4/1995, стр.13 (перепечатка в "Цыгане России" №2(2)/2007, стр. 42-43)
Их никто не считал — 15.09.2007 на сайте ФНКА российских цыган
Чалора Карат. Судьба ветерана. "Рром п-о дром", № 3/1996, стр. 12-13
Чалора Карат. Детский дом в колодце. "Рром п-о дром", № 5-6/1995, стр. 6 (перепечатка в "Цыгане России" №2(2)/2007, стр. 43)
Детский дом в колодце — 15.09.2007 на сайте ФНКА российских цыган
Чалора Карат. Будет ли возрождён Всероссийский союз цыган. "Рром п-о дром", № 1-2/1996, стр.3
Чалора Карат. Людские судьбы. "Рром п-о дром", № 7-/1995, стр. 6
Чалора Карат. Дети подземелья. "Рром п-о дром", № 2/1995, стр. 8
Чалора Карат. Сиротская доля. "Рром п-о дром", № 9/1996, стр. 9
Чалора Карат. Кристальной души человек. "Рром п-о дром", №, стр. (об И. Ром-Лебедеве)
Чалора Карат. Семейные воспоминания. "Рром п-о дром", № 9/1996, стр. 8
Чалора Карат. Легендарная Руза. "Рром п-о дром", № 6/1996, стр. 13
Чалора Карат. Валентина Пономарёва. Шунэн ромалэ, № 0, 1997 г. стр. 3
Анфимова Анна. Геноцид цыган в Смоленской области в годы нацистской оккупации. Тум-балалайка. С-Пб., №15-16, стр.10-12
Галактионова-Анфимова А.Ю. ПОЭЗИЯ И КРАТКИЙ ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА ОРЕНБУРГСКОГО ЦЫГАНСКОГО ПОЭТА А. М. АЛЕКСЕЕВА (БУЛАНГИРО). // ЦЫГАНЕ В ОРЕНБУРГСКОМ СОЦИУМЕ. Материалы круглого стола, посвящённого Международному Дню цыган. Оренбург 2013 г.
Чалора Карат. Репортаж о конференции ФНКА российских цыган, состоявшейся 7 апреля 2014 года в Москве — 15.04.2014, сайт ФНКА российских цыган.
Чалора Карат. Международный День Цыган в Москве — 15.04.2014, сайт ФНКА российских цыган.
Чалора Карат. Обсудили итоги первого года реализации комплексного плана. Цыгане России № 1(8)/2014, стр. 2-7.
Прочие статьи и публикации:
Газета «Авангард» 3 февраля 1987 г. В памяти народной (статья, посвящённая 150-летию со дня гибели А. Пушкина).
Собачьи страсти и другие… (Мнение пассажиров) 1993 г.
Новая звезда на цыганском небосклоне России (о группе «Штар») 1995 г.
Цыганский музыкальный салон в Москве. 1995 г.
Фестиваль в Москве . 1995 г.
Запоздалое признание. 1995 г.
Под небом России. 1995 г.
И ныне кочующие бОбры. (художественно-публицистический очерк). 1993 г.
Романэ гадже. 05.01.1994 г.
Кто вы – цыгане? (о тех, кто рядом с нами) Рубрика – цыганский вопрос. 27.06.1993 г.
Фестиваль «Цыгане в кино» в г.Москве. Ноябрь 1993 г.
Воззвание к общественности. 1994 ???
Памяти Поэта. (Лексе Мануш) Май. 1997 г.
Цыган и в Африке цыган (к 65-летию театра «Ромэн»). Февраль 1997 г.
Ох уж эта свадьба. Авантаж. Сентябрь 2002 г., стр. 38-39.
Искусство делать подарки. Самые красивые Женщины. № 4 – Зима 2004-2005 г. стр. 43-44.
Сценарии и постановки:
Театрализованный концерт для цыганского этнографического (фольклорного) ревю (шоу) – Дороги.
Театрализованное тематическое представление «Эшелоны цыган».
Театрализованное представление – Амэ рома (Мы-цыгане) (Посвященное открытию 1-й цыганской школы).
Музыкально-литературная лекция – Культура и история цыган в России.
Театрализованное тематическое представление – Из тьмы веков. (Посвященное 60-летию СССР).
Режиссёрская разработка сценки «Танец деда».
Музыкально-пластическая композиция (посвящённая 50-летию Пебеды).
Литературно-музыкальная композиция – Трагическая гармония Гарсиа Лорки.
Литературно-музыкальный тематический вечер, посвящённый 150-летию со дня гибели А. Пушкина. 1987 г.
Инсценировка сказки русских цыган «Цыган и смерть» (2 варианта).
Сценарий эпизода молодёжного новогоднего бала «Золушка» - Загадки волшебного костра (сказочное народно-фейерическое представление) 1987 г.
Литературно-музыкальная композиция – Волшебной силой песнопенья!
Интермедия – Ворожейка. 1983 г.
Как Петрушка женился. – Балаганное действо с песнями и плясками. 1983 г.
Танец шали – Пантомима. 1988 г.
Букет – Эстрадный номер. 1989 г.
Режиссёрские постановки по собственым сценариям
Массовые:
Фольклорный праздник «Проводы русской зимы» в музее-усадьбе Абрамцево (2 дня), - 1988 весна – освещался по ТВ, телеканал 2х2.
День города в районе Лефортово:
1989, 1990 гг.
День города в районе Восточное Дегунино – 1998 г.
Корпоративные (крупные):
80-летний юбилей ВЛКСМ – в ТВАИУ – 1983 г. (ноябрь).
40-летие Победы – в ТВАИУ – 1985 г. (май).
1988 – 25-летие 7 троллейбусного парка (в ДК Москворечье) (сценарий, постановка и сопровождение).
2003 – Презентация сетевой компании «Эста» (в ЦДП) (сценарий, постановка и сопровождение).
Театральные формы (Спектакли и литературно-музыкальные композиции):
Цыганы (по Пушкину) 1983.
Под цветастым шатром (фольклорное действо по мотивам произведений М. Горького и русских поэтов) 1982.
Цыганское романсеро (памяти Гарсиа Лорки) 1982, 1987.
Розы на снегу (моноспектакль) 1984.
Эшелоны цыган 1987.
Не свобода, а воля! (по классикам русской литературы) 1983, 1987.
Божественная Варя! (моноспектакль) 1984.
Страшный мир (поэзия А.Блока) (моноспектакль) 1986.
Не женитесь, поэты! (Памяти А. Пушкина) 1987.
После бала (памяти отца и всех безвременно ушедших) 2007.
20 лет спустя (избранное) 2008.
Хмельной души очарованье (памяти М. Пуаре) (моноспектакль) 2010.
Первая и последняя победа А. Колчака (Жена адмирала) (памяти Софьи Колчак) (антре) 2011.